«Наш разный подросток»
Общаться с подростком КАК?
Самое важное, самое главное для ребенка – чувствовать себя любимым, принимаемым близкими людьми и, прежде всего, своими родителями. Именно эти чувства позволяют ему ощущать себя достойным, уверенным, способным на многое. Именно они обеспечивают психологическую безопасность и благополучие, дают силы добиваться поставленных целей, противостоять разрушительным влияниям окружающего мира. Но часто ли мы даем своему сыну или дочери почувствовать нашу любовь к ним, наше расположение и поддержку? Увы, за занятостью и суетой повседневных дел не находим времени, не находим слов … Ниже предлагается список возможных слов, фраз, жестов, которые позволяют выразить свою любовь, привязанность к ребенку, поддержку, веру в его силы, способности. Эти слова подобраны психологами из различных материалов и публикаций. Надеемся, они помогут вам увереннее и точнее выражать свои чувства, станут своеобразным инструментом подкрепления всех позитивных усилий детей.
Уважаемые взрослые, говорите ребёнку, о том какой он хороший и он действительно им станет!
МНОГООБРАЗИЕ СПОСОБОВ СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ"
- Гораздо лучше, чем я ожидал.
- Лучше, чем все, кого я знаю. Именно этого мы давно ждали.
- Это трогает меня до глубины души.
- Еще лучше, чем прежде.
- Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует.
- С каждым разом у тебя получается все лучше!
Молодец! Хорошо! Удивительно! Великолепно! Прекрасно! Грандиозно! Незабываемо! Потрясающе. Остроумно. . Поразительно. Неподражаемо! Талантливо. Несравненно. Красота! Уже лучше. Как в сказке. Отлично! Очень ясно. Ярко, образно. Очень эффектно. Прекрасное начало. Ты просто чудо. Ты на верном пути. Здорово! Ух!!! Поздравляю!
- Ты сегодня много сделал.
- Для меня нет никого красивее тебя.
- Научи меня делать так же.
- Ты в этом разобрался.
- Ты ловко это делаешь.
- Это как раз то, что нужно.
- Тут мне без тебя не обойтись.
- Я знал, что тебе это не по силам.
- Ты мне нужен именно такой, какой есть.
- Никто мне не может заменить тебя.
- Я горжусь тем, что тебе это удалось.
- Я просто счастлив!
- Я сам не смог бы сделать лучше.
- Мне очень важна твоя помощь.
- Работать с тобой просто радость.
- Ты мне необходим.
- Я тобой горжусь.
О потребностях
Социально – психологические потребности детей разного возраста
Дети 5-7 лет:
- потребность обучения:
- потребность иметь свою собственность;
- потребность в самостоятельности;
- потребность в различении, оценивании, что такое – хорошо, а что такое – плохо (закладываются морально – нравственные ценности);
- потребность в друзьях (закладываются азы умения дружить);
- потребность в общении с взрослыми.
Дети 8-10 лет:
- потребность обучения;
- потребность сопричастности к группе сверстников;
- потребность в коллективной деятельности и играх;
- потребность в расширении кругозора, удовлетворении любопытства;
- применение морально – нравственных ценностей к окружающей среде и событиям;
- потребность в дружеском общении.
Дети 11-13 лет:
- потребность быть принятым группой сверстников;
- потребность в коллективных действиях и играх, формирование навыков сотрудничества;
- Потребность в создании кумиров, идеалов для подражания;
- потребность иметь заработок, карманные деньги;
- стремление к деятельности на свежем воздухе, подвижным играм;
- потребность заниматься своей внешностью;
- потребность в самопознании (увлечение самодиагностикой, самоанализом);
- проявляется интерес к противоположному полу.
Дети 14-16 лет:
- потребность в заработке;
- потребность во взаимодействии с противоположным полом;
- потребность в формировании мировоззрения, поиск идейных наставников (опасность принятия чужих идей за свои, угроза попадания в различные секты, группировки);
- потребность в самопознании, самоопределении, поиске своего места среди других;
- забота о собственной внешности, поиск имиджа;
- потребность в сопричастности и принятии группой сверстников;
- отработка навыков общения, взаимодействия, сотрудничества с другими.
О кризисах
Уважаемые родители, отправляя ребенка в детский лагерь еще раз посмотрите на него повнимательней, оцените насколько он вырос, для подобного испытания. .Психологический возраст детей иногда расходится с физиологическим. Зная психологические особенности возраста, мы можем соотнести их с особенностями развития собственного ребенка. А значит, будем ориентироваться, прежде всего, на потребности самого ребенка.
Возрастные особенности детей
Возрастные особенности детей 7-8 лет
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Возрастные особенности детей 9-10 лет
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.
Возрастные особенности детей 11-12 лет
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.
Возрастные особенности детей 13-15 лет
Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.
Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
Психологические особенности подросткового возраста
Ведущий вид деятельности - общение со сверстниками.
Психологические задачи подросткового возраста - это задачи самоопределения подростка в трех сферах: психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), сексуальной и социальной.
|
Физиологические перемены |
|
|
Потребности, влияющие на реализацию психологических задач подростка |
|
|
Развитие познавательных процессов у подростков |
|
|
Основные характеристики формирования личности подростков |
|
|
Психологические новообразования |
|
|
Психологические причины конфликтов между подростками и взрослыми |
|