"Лазурный" - школа жизненных навыков

Уважаемый читатель рубрики "Лазурный - школа жизненных навыков"!

Если Вы являетесь специалистом по организации отдыха, досуга и оздоровления детей или родителем, отправляющим своего ребёнка на отдых в загородный детский центр, вас заинтересуют материалы этой рубрики. Материалы апробировались в течение многих лет и представляют собой систему работы в направлении развития адаптивных возможностей личности подростка в условиях смены в круглогодичном детском центре.

Стоит ли этой работой заниматься системно?

Задаваясь этим вопросом, мысленно возвращаешься в собственное детство, в то время, когда не умел держать ложку во время еды, не умел ходить, падал, набивал шишки, не умел говорить, а детский лепет понимали только самые близкие… Вряд ли кто-то вспомнит те неимоверные усилия, с которыми было сопряжено освоение этих жизненно и социально значимых умений. Наша психика устроена так, что стирает из памяти всё, что не даёт нам ощущения полноценности, память защищает нас тем, что помним мы лишь свою успешность в освоении этих умений, и это помогает нам двигаться дальше в развитии следующих компетенций. Аналогично, если подросток преодолевает затруднения в процессе адаптации в социуме детского центра, где образовательные технологии и организация жизнедеятельности детей удовлетворяет потребностям растущей личности, он становится компетентным в собственных глазах в вопросах приобретения социально значимых качеств и имеет все предпосылки добиться успеха в жизни.

В системе непрерывного российского образования дополнительное образование детей занимает особое место. Являясь учреждением дополнительного образования, детский центр «Лазурный» обладает рядом преимуществ для формирования значимых личностных качеств, социальных умений и навыков подростков в условиях активного отдыха и оздоровления за короткий временной отрезок. Это становится возможным с применением психолого-педагогических, социокультурных технологий, реализуемых специалистами образования не только детского центра, но и других центров дополнительного образования Нижегородской области. С уверенностью можно назвать кратковременное пребывание подростка от начала до завершения смены в детском центре «Лазурный» его «маленькой жизнью», ярким, событийно-окрашенным стёклышком в калейдоскопе его жизни.

Безусловно, социум детского центра «Лазурный» несёт в себе огромный потенциал для успешной адаптации и социализации подростка в детском коллективе и реализации потребностей растущей личности. Педагогический коллектив реализует уникальные проекты досуговой и социальной направленности для достижения основной цели – создания условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в условиях смен. Результат этой деятельности в количественном выражении всегда превосходит самые смелые ожидания.

Многие дети в условиях смен получают «социальную прививку» безболезненно, приобретают «социальный иммунитет», и это позволяет им в дальнейшей жизни быть успешными в социальной, личностной и профессиональной сферах.

Но если говорить о результатах работы с детьми, требующих особого внимания, комплексного подхода в составлении индивидуального маршрута в смене, без взаимодействия со всеми субъектами непрерывного образования Нижегородской области обойтись практически невозможно. Например, повышенная школьная тревожность ребёнка по месту жительства не даёт  возможности его полноценного включения в жизнь отряда и школьную жизнь с поддерживающим обучением в детском центре. Подросток с первичным опытом социализации из небольшого села, где в классе с ним обучается пять человек, впервые оказался среди четырёхсот девчонок и мальчишек и растерялся; детский социум ещё не открыл перед ним все перспективы, а родители в первые два дня готовы забрать его домой. Конечно, в этих случаях речь должна идти о сохранении  психологического здоровья подростка. В этой связи нужно понимать, что с момента отъезда ребёнка из дома начинается его адаптация к новому социуму как части большого мира.  Процесс запуска механизма адаптации на эмоциональном и физиологическом уровне с отрывом от дома уже произошел, организм и личность подростка уже включены в эту работу, уже претерпевают затраты, которые должны обязательно восполниться в ситуациях успеха в процессе самореализации личности в этом новом для подростка социуме. Это и есть составляющая сохранения и укрепления психологического здоровья подростка в условиях детского центра. Прерывая же механизм адаптации, когда она ещё не завершена, мы можем нанести вред  социальному здоровью ребёнка, последствиями чего может сформироваться его неуверенностьв собственных силах, безответственность и несамостоятельность.

Для того чтобы свести к нулю явление дезадаптации в условиях детского центра «Лазурный», с заботой о личности каждого подростка, который принял решение расширить границы своего мира, границы своего «Я», нужно каждому взрослому, кто имеет отношение к принятию подростком решения, относится к нему серьёзно и ответственно.

Взрослые, к сожалению, не могут оказаться рядом подростком и прожить вместе его «маленькую жизнь» в детском центре. Они могут только внимательно отнестись к тем шагам, которые делают навстречу люди, находящиеся по роду деятельности рядом с ребёнком в режиме его круглосуточного пребывания в смене.

Вашему вниманию предоставляется авторская статья «Как я проведу это лето?» из сборника «Лазурный» - отдых с пользой и удовольствием» как обращение прежде всего к родителям, отправляющим ребёнка в детский центр на отдых. Речь в ней идет о формировании и реализации мотивов взрослых и детей как о предпосылке эффективного отдыха и успешной адаптации ребенка в новых для него условиях проживания.

Вторая авторская статья «Особенности становления психологической практики в ДСООЦ «Лазурный» из сборника «Образование: вчера, сегодня, завтра» заинтересует организаторов отдыха и оздоровления в условиях круглогодичных детских центров.

Детский центр «Лазурный» ежесменно принимает на отдых детей, нуждающихся в особом образовательном маршруте, а так же детей, переживающих трудные жизненные ситуации. О психологическом сопровождении данной категории  детей речь пойдет в статье «Особенности работы с детьми, переживающих  трудные жизненные ситуации», важной составляющей которого являются элементы арттерапии: рисуночной и песочной терапии, сказкотерапии, продукт которой будет представлен Вашему вниманию как сказка, подаренная психологом неуверенному в своих силах ребенку. 

Материалы рубрики призваны объединить усилия заинтересованных лиц – специалистов министерства образования, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, администрации детского центра, родителей в направлении обеспечения безболезненной адаптации в социуме ДСООЦ «Лазурный» детей «группы риска» по затруднённой адаптации: детей с первичной социализацией, детей с неудачным опытом социализации, одарённых детей, детей с нарушениями в поведенческой сфере, социально-запущенных детей и др.

Ознакомление с этими материалами позволит всем нам решать обозначенные задачи системно, ответственно и эффективно. Наши дети при этом будут развивать свою адаптивность в социуме детского центра с удовольствием, а мы, взрослые, будем чаще испытывать чувство удовлетворения от деятельности, приносящей им пользу.

Как я проведу это лето.docx.doc

Особенности психолого-педагогического сопровождения.doc

Особенности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.doc

 

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения